Конференция V МРКФ «Русский мир и русское кино»: состоялись аналитические круглые столы
18, 25, 26 и 27 декабря 2021 года в рамках мероприятий V Международного Русского кинофестиваля (V МРКФ) состоялась конференция «Русский мир и русское кино», в программе которой прошли несколько аналитических круглых столов с участием представителей кинематографического сообщества, деятелей культуры, ученых, журналистов, общественных деятелей и студентов кинематографических вузов. Обсуждение происходило очно с подключением через Интернет удалённых участников из других городов и стран.
Особенности концепции и итоги V Международного Русского кинофестиваля стали 18 декабря темой совместного онлайн обсуждения экспертов кинематографического сообщества и студентов кафедры режиссуры неигрового кино факультета экранных искусств Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.
«Феномен русского кино» - тема аналитического круглого стола 25 декабря, модератор – директор фонда «Национальные традиции» Николай Ларин. Обсуждение началось с определения, что такое «русское кино».
«Русское кино – это кино на русском языке, которое содержит русский культурный цивилизационный код», - высказал свою точку зрения директор Русского кинофестиваля Андрей Холенко и добавил: «Осталось лишь определить основные признаки этого кода». Эксперты круглого стола представили свои точки зрения на эту тему.
Член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин отметил, что в дискуссии о национальной идентичности «очень важное значение имеет взаимоотношение или соотношение между «русскостью» и «российскостью», и осознание важности этого взаимоотношения, а также исторической миссии русского народа - является главной задачей нашей элиты, нашей интеллигенции, нашего искусства и кинематографа». Говоря о растущей в мире русофобии, которой надо противостоять в том числе и средствами искусства, Владимир Зорин заявил, что «ещё более недопустима русофобия внутри нашей страны».
Тему аналитического круглого стола «Образ будущего в российском кинематографе» представил модератор и докладчик, тележурналист Борис Костенко. Он отметил, что V МРКФ «из события, где демонстрируются фильмы, превратился в площадку, где уже осмысляются понятия, и мы уже спокойно говорим о таких понятиях, как русский цивилизационный код, идентичность».
Директор Института социально-экономического прогнозирования им. Д. И. Менделеева кандидат экономических наук Андрей Щербаков рассказал об основных результатах работы коллектива института по прогнозированию будущего – и нашей страны, и всего мира. «Говоря о будущем, мы в первую очередь должны говорить о смысле жизни человека – стать творцом и своими мыслями творить свой окружающий мир. И когда люди поймут, что своими мыслями они могут менять мир вокруг себя, - мир изменится, - сказал Андрей Щербаков. – И второе: очень большое значение имеет такая составляющая русского культурного кода, как соборность. Поэтому признаки нашего желаемого будущего – это совместное, коллективное творчество, это общество людей-творцов».
Темой завершающего аналитического круглого стола стала «Проблема формирования образа героя в русском кино», модератор - директор фонда «Национальные традиции» Николай Ларин. В обсуждении активное участие приняли режиссеры-кинодокументалисты, которые на примере героев собственных фильмов поделились опытом исследование этой темы. При этом все участники отмечали, что образ героя русского кино – и документального, и игрового – должен содержать в себе основные элементы русского культурного кода.
«Яркий положительный герой персонифицирует в себе все составляющие русского культурного кода и главный его стержень – русское православие, потому как истоки любой культуры - религиозны», - сказал в своем выступлении киновед Александр Семенюк.
«Главный ориентир, который раньше был у главного героя фильмов – это нравственная основа. А мы – современные кинематографисты – при создании фильмов вынуждены гнаться за кассой и рейтингом. Ориентир современного художника сдвинулся из области духовности и нравственности в сторону мамоны, денег», - считает лауреат V МРКФ кинорежиссер Ольга Антропова. – «В последнее время главные герои на экране успешны, если у них много денег. Никто не говорит о том, что ты успешен, если духовно развиваешься. А ведь кинематограф несёт в себе и воспитательную функцию, в частности».
«Для всего мира русский характер в кино лучше всего выражен в творчестве Сергея Бондарчука – прежде всего через образ Сергея Соколова в фильме «Судьба человека», - отметил президент Евразийской Академии телевидения и радио, кандидат философских наук, продюсер Валерий Рузин. – «В качестве инструмента воспроизводства темы я предложил бы ввести в практику Русского кинофестиваля проведение питчингов».
О формировании образа героя через его «подвиг жизни» размышляла лауреат V МРКФ Ирма Комладзе, автор и режиссер документального фильма «Дирижер духа» о военном дирижере Валерии Халилове. «Подвиг жизни генерал-лейтенанта Валерия Халилова – в плодах его труда и творчества, в том числе и в военных дирижерах, которых он вырастил», - сказала Ирма Комладзе.
«Нам надо возвращаться к архетипам русского характера, которые должны нас встретить в грядущем русском кинематографе, - сказал русский писатель и журналист Юрий Милославский, который принял участие в обсуждении круглого стола из Нью-Йорка. - Каждый художник волей-неволей отражает психологию своего народа, его архетипы. Вспомним, какая высшая похвала для любого русского художника, особенно - кинематографиста? «Жизненно!» - говорит русский человек, видя то, что ему нравится. Это ответ на некий культурно-поведенческий стандарт, который свойственен русскому человеку. Таких фильмов сегодня почти нет, и делается всё возможное, чтобы такие фильмы не появлялись».
По итогам дискуссий в ходе проведения аналитических круглых столов участники предложили подготовить общую декларацию.
V Международный Русский кинофестиваль, в рамках которого состоялись аналитические круглые столы под общим названием «Русский мир и русское кино», прошел с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.
Материалы аналитических круглых столов будут опубликованы на информационных ресурсах Русского кинофестиваля и его партнёров в сети Интернет.